В Москве, где проживает два миллиона мусульман и около двух миллионов рабочих-мигрантов, есть только четыре мечети, и муниципальные власти неоднократно отказывались строить больше мечетей, несмотря на острую потребность в них.
Многие молодые люди становятся практикующими мусульманами во время своего пребывания в России. На базарах России ислам становится важным средством организации жизни, а также обеспечивает соблюдение гигиены и моральных норм. Через ислам молодые таджикские мужчины приобретают позитивное восприятие своего унизительного рабочего быта и становятся религиозными практиками.
Мечети все чаще используются и понимаются как центр социальных, образовательных и политических мероприятий. После молитвы активисты собирают вокруг себя многочисленные группы людей, стремящихся узнать больше информации по различным вопросам, особенно связанным с миграцией и политикой в мусульманском мире, и эти темы обсуждаются и открыто дискутируются.
Автор исследования Софи Роша, младшего руководителя исследовательской группы Центра Карла Ясперса по перспек-тивным транскультурным исследованиям при Гейдельбергском университете.
На фото: Мигранты совершают намаз во время празднования Курман-Айта в Москве. Фото Ильи Варламова.